shokaku_2: (шо-са)
[personal profile] shokaku_2
Малоизвестные, но очень сильные фотографии, запечатлевшие частый для Тихоокеанской войны эпизод. Буна, январь 1943 года, ликвидация японского плацдарма в Папуа. Австралийский пехотинец жестами предлагает сдаться в плен загнанному в воду японскому солдату. Есть соблазн заподозрить постановку. Но для постановочных снимков здесь как раз-таки мало "наглядности", никто не позирует. Выглядит, как живой эпизод, попавший в объектив фотографа.

Мне эти кадры напомнили сцену из сериала Pacific, с размышлениями после боя: "В этой войне я не понимаю одного. НУ ПОЧЕМУ ОНИ НЕ СДАЮТСЯ?!"



Одна у них пыль на лицах и солнце над головой,
Но ниже смерти унижен, тем, что еще живой,

Японец не шелохнется, не бросит взгляда в ответ:
Солдат старше солдата всего на тысячу лет...
Что ему пыль и солнце, что ему смерть и жизнь,
Что ему новомодный западный гуманизм !

Стершийся, как монета, патиной пыли зарос,
Он не служит ответом ни на один вопрос,
Застыл, как бронзовый Будда, горящий больным огнём,
Но для него нет чуда, и нет смирения в нём.

Date: 2012-05-01 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] tomoboshi.livejournal.com
Да, не видел раньше этих фотографий. Спасибо.

Date: 2012-05-01 08:48 pm (UTC)
From: [identity profile] shokaku-2.livejournal.com
Выложу еще подборку LIFEовских фото из Буны

Date: 2012-05-02 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] ijn-dave.livejournal.com
Спасибо за эти фото и будем ждать новых. Касательно этих - хочется верить, что последовательность фотографий все-таки обратная - осси дает знак поднять руки и ниппонец их поднимает.

Date: 2012-05-02 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] shokaku-2.livejournal.com
Если верить комментариям к снимкам, то в руках японец сжимает две гранаты.

Date: 2012-05-01 05:49 pm (UTC)
From: [identity profile] jack-kipling.livejournal.com
Чьи стихи?

Date: 2012-05-01 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] kris-reid.livejournal.com
Севы Мартыненко.

Date: 2012-05-01 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] shokaku-2.livejournal.com
На площади в Кришнангаре

На площади в Кришнангаре, где душит жара патрули,
Как камень в пустынном загаре, в бурой дорожной пыли,
В выгоревшем мундире, дважды пробитом свинцом,
Забыв навсегда о мире, сидит Потерявший Лицо.

Проходят мимо солдаты, пытаясь, в который раз,
Понять, что за пламя мерцает в узких прорезях глаз,
Одна у них пыль на лицах и солнце над головой,
Но ниже смерти унижен, тем, что еще живой,

Японец не шелохнется, не бросит взгляда в ответ:
Солдат старше солдата всего на тысячу лет...
Что ему пыль и солнце, что ему смерть и жизнь,
Что ему новомодный западный гуманизм !

Стершийся, как монета, патиной пыли зарос,
Он не служит ответом ни на один вопрос,
Застыл, как бронзовый Будда, горящий больным огнём,
Но для него нет чуда, и нет смирения в нём.

Date: 2012-05-01 09:31 pm (UTC)
From: [identity profile] jack-kipling.livejournal.com
Спасибо. Наводит на размышления.

Date: 2012-05-01 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] vit-r.livejournal.com
По мемуарам создателей Сони, Хонды и пр. их просто пугали жуткими последствиями как пленения, так и захвата территории.

Date: 2012-05-01 08:52 pm (UTC)
From: [identity profile] shokaku-2.livejournal.com
От одного страха под танки с гранатами бросаться не будешь.

Конечно, был и этот мотив, но едва ли он был самым главным.

Date: 2012-05-01 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] vit-r.livejournal.com
Если ужасы плена хуже ужаса перерождения?

Date: 2012-05-01 09:11 pm (UTC)
From: [identity profile] shokaku-2.livejournal.com
"Победа и поражение часто зависят от мимолетных обстоятельств. Но в любом случае избежать позора нетрудно -- для этого достаточно умереть. Добиваться цели нужно даже в том случае, если ты знаешь, что обречен на поражение. Для этого не нужна ни мудрость, ни техника. Подлинный самурай не думает о победе и поражении. Он бесстрашно бросается навстречу неизбежной смерти."

Другое дело, что красиво выглядевшие в глубокой старине принципы, в ХХ веке оборачивались кровавым безумием.

Date: 2012-05-01 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] vit-r.livejournal.com
Если бы не шторма, самураев снесли бы гораздо раньше в этой самой глубокой старине.

Date: 2012-05-01 09:24 pm (UTC)
From: [identity profile] shokaku-2.livejournal.com
"История не знает сослагательного наклонения".

Date: 2012-05-01 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] ijn-dave.livejournal.com
Иногда они все-таки сдавались. Зависело от степеней здравомыслия, верности долгу и фанатизма каждого конкретного индивидуума, в японских же реалиях - это больше относилось к качествам командиров.
В качестве примера дисбаланса этих понятий можно привести с одной стороны Сунсако Кудо, командира эсминца "Икадзути", спасшего 442 человека из экипажей эсминцев HMS Encounter и USS Pope в опасной ситуации, когда даже такой командир, как известный Тамеити Хара прошел мимо. С другой стороны были и такие командиры, как адмирал Наомаса Сакондзю, не посмевший нарушить приказ не брать больше пленных и избавиться от уже взятых, что привело к кровавой расправе над пленными с британского парохода "Бехар" на борту тяжелого крейсера "Тонэ".
Командиры первого типа в безвыходной ситуации порой сдавались и предотвращались вспышки фанатизма подчиненных в виде "банзай-атак" или массовых самоубийств. Или по меньшей мере придерживались методов генерала Курибаяси :) Командиры второго типа предпочитали хоровое пение "Уми Юкаба".
Edited Date: 2012-05-01 06:52 pm (UTC)

Date: 2012-05-01 08:53 pm (UTC)
From: [identity profile] shokaku-2.livejournal.com
Конечно же, люди бывают разные. И поступать они могут по-разному. Всегда. Это и есть самый главный из всех законов войны.

Date: 2012-05-01 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] jazzy-meow.livejournal.com
Японцы как японцы. То время можно назвать эпохой подвигов. Люди делали то, что сейчас не укладывается в голове

Date: 2012-05-01 08:57 pm (UTC)
From: [identity profile] shokaku-2.livejournal.com
Подвиги не подвиги, но многое из тех далёких лет до сих пор вызывает самые сильные чувства.

Date: 2012-05-02 08:06 am (UTC)
From: [identity profile] ecoross1.livejournal.com
Да, сильно.

Date: 2012-05-02 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] shokaku-2.livejournal.com
Больше всего люблю "живые", естественные фото.

Date: 2012-05-02 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] nukemall.livejournal.com
Вся пресловутая японская "жертвенность" с харакирями и банзай-атаками - на самом деле проявление трусости и безответственности. Поэтому как воины японцы говно. Среди них бывают хорошие бойцы, т.е. индивидуальная подготовка может быть на высоте. Но сознательности и коллективизма нет, а без этого не побеждают. Выпустить себе кишки из страха перед мучениями в плену или нажраться саке и побежать с криком "банзай!" на пулемёты чтобы побыстрее сдохнуть - тоже мне доблесть.

Date: 2012-05-02 06:40 pm (UTC)
From: [identity profile] ijn-dave.livejournal.com
Вам бы это рассказать ветеранам американским, особенно с... да какая впрочем разница. Они бы вам поведали и про трусость и про безответственность, и что чего стоит. Хотя впрочем, извините, зачем я вас так далеко отсылаю - вы наверное просто забыли обозначить что вышесказанное - ваше глубоко личное и ничем не обоснованное мнение. Когда японцы побеждали - они видимо тоже побеждали без сознательности и коллективизьма, думая исключительно задним местом, как бы нажраться сакэ и выпустить себе кишки, ага... А локальные победы, заметьте были и на Окинаве, да и на Филлипинах как-то не срослось японцев изничтожить до капитуляции. Это при подавляющем превосходстве союзных сил над пьяными оболваненными самоубийцами.
Edited Date: 2012-05-02 06:51 pm (UTC)

Date: 2012-05-02 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] shokaku-2.livejournal.com
Человеческая психология - это такая сложная штука, которая не любит резких обобщений.

Date: 2012-05-03 10:20 pm (UTC)
From: [identity profile] reytar.livejournal.com
Интересные фото, спасибо.

Date: 2012-06-24 07:37 am (UTC)
From: [identity profile] shurik-sas.livejournal.com
Прошу пардон за некропост :)

Вот странно - воюя с американцами на островах, японцы часто дрались до последнего. А вот когда в Манчжурию пришла Красная Армия - весь японский фанатизм куда-то делся еще до капитуляции :)

Date: 2012-06-24 09:28 pm (UTC)
From: [identity profile] shokaku-2.livejournal.com
1) Абсолютно другой масштаб и характер боевых действий, к котором японцы не были готовы ни психологически, ни практически
2) Абсолютное качественное и количественное превосходство Советской Армии, накопленное к тому времени.
3) Исчерпание людских и материальных ресурсов Кваньтунской Армии, которая к моменту начала советского наступления имела очень слабую боеспособность. Например, как раз оттуда брали войска и технику для обороны Филиппин.
4) Очевидный моральный надлом японцев накануне капитуляции.
Edited Date: 2012-06-24 09:33 pm (UTC)

January 2018

S M T W T F S
 1234 56
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 27th, 2026 11:43 pm
Powered by Dreamwidth Studios